Т А К А Я Н А Ш А Ш К О Л А
Утомившись стимулировать несчастных «двоечников» подзатыльниками, советский всеобуч достиг, наконец, простой истины: нельзя требовать от ребёнка того, чего он не может. Появились медико-педагогические комиссии; появились вспомогательные, ныне именуемые коррекционными, школы.
Появилось и постановление Усольского горисполкома о создании такой школы в Усолье- Сибирском.
Это был 1964-й год. Юбилей этой даты и празднует нынче наша школа, именуемая не иначе как «ГОКУ Специальная(коррекционная) школа №1». Но первые ученики сели за парты только в1966-м году: начинали–то с нуля!
Первому директору, Строгановой Раисе Степановне, за два года удалось многое: подыскать помещение, выпросить кое-какое оборудование, привлечь кадры… Молодые, неопытные, недостаточно обученные учителя начали свой нелёгкий труд, учёбу, приобретение опыта, психологической «закалки».
С приходом нового директора, Поляковой Клавдии Ильиничны, начал формироваться педагогический коллектив, который, совершенствуясь, успешно работал десятки лет. У всех была единая цель: дать этим детишкам знания, навыки и умения для успешной взрослой жизни. Началась учёба в институтах, на курсах; опытные педагоги брали под опеку молодых. Постепенно школа наполнялась «доморощенными» специалистами, способными давать открытые уроки, проводить семинары – городские и зональные. Учебники, наглядный и дидактический материалы –всё это появилось со временем.
А как нам помогли наши шефы! Оборудованы слесарные, швейные и столярная мастерские; «Химпром», швейные фабрики Усолья и Тельмы помогали материалами, своих рабочих посылали на ремонтные работы. Предприятия предоставляли рабочие места для наших выпускников…
Просто они понимали, что наш коллектив занят серьёзным и важным делом.
Уместно напомнить: коллектив – это не просто списочный состав, а единый организм, имеющий все средства для выполнения единой цели, где каждый – со всеми, где все о каждом, с каждым, за каждого. Такой именно коллектив и был создан К. И. Поляковой.
Школа, - коллектив и дети, - жили одной жизнью: концерты, выставки, состязания команд К В Н, конкурсы, спортивные и трудовые состязания, концерты для предприятий – шефов… - всё это осело в толстой пачке грамот, благодарностей, дипломов от городских и областных учреждений, от предприятий и управлений. Хор учителей под управлением учителя музыки Шипицына даже удостоился звания «Народный хор»!
Для решения сиюминутных вопросов работало П Д П С – постоянно действующее педагогическое совещание. По-настоящему работал профсоюз под председательством учителя швейного дела Кузнецовой С.В. Долгое время директором была Волынец Роза Михайловна, которая сама пела в хоре, сочиняла и исполняла частушки.
В Иркутске живёт и работает Лариса Павловна Яковлева, проработавшая в коррекционной школе 7 лет. Мягкий, душевный характер, приветливость и внимание к каждому – редкие качества для начальника. И тем не менее – никаких раздоров, сплетен, скандалов. А ведь это женский коллектив! И он был предельно сплочён. Многочисленные комиссии не могли «придраться» ни к учебной, ни к хозяйственной деятельности школы. Мы, те, кому пришлось поработать в то время, с радостью встречаем её то в Иркутске, то в нашем городе, куда она непременно приезжает по нашему приглашению, иногда и с мужем. Что же до сих пор, за десятком с лишним лет, связывает нас, ветеранов, до сих пор? – Конечно же, та взаимопривязанность, каковая и отличает коллектив от списочного состава. И привязанность к делу, именно к делу, а не к работе. И – к детям. Дети были с нами вместе. Детский шумовой оркестр, занятия с певцами, чтецами, очаровательный танцевальный коллектив, хоры…
Дети были с нами дружны и благодарны за заботу о них. Социальные педагоги всё знали об их семьях; Евгению Агаповну Карлову можно было встретить в любом конце города во всякое время после посещения подопечных.
С большим риском частенько брали мы детей, - с разрешения родителей, а то и с их участием, - в походы, однодневные или с ночёвками в палатках. Маршруты на реки Белую, Ангару, Олху, на скальники Витязь, Идол, Старую крепость… Эти походы настолько сблизили нас, что они, уже будучи сами родителями, приходят к нам иногда, а при встрече искренне радуются. Мы тоже переживаем с ними их радости и горести.
Итак, школе 55 лет. За эти годы сорок наших коллег ушли из жизни. Из нас, пенсионеров, доживших до этой даты, вряд ли кто похвалится здоровьем - возраст неизлечим. Но мы собираемся вместе по разным поводам. Поездки, посиделки, юбилеи, праздники… И всегда с нами школа, наша, как мы её звали и будем звать. Там - почти вся наша жизнь. Там работают наши дети, продолжатели династий. Нам небезразлично всё, чем сейчас дышит школа. Передо мной список из тридцати трёх ветеранов школы. Их средний педагогический стаж – двадцать шесть лет!
Пятьдесят лет проработала в нашей школе Замащикова Людмила Павловна. Это её единственная запись в трудовой книжке. Сорок четыре года учила детишек Роза Иосифовна Степанова… Всех перечислять - редактор не позволит. Таких, какими были мы, уже не будет: время диктует новые правила. Но мы, ветераны, лелеем надежду на то, что при любых перестройках и реорганизациях в нашей школе продолжит пульсировать дружный (от слова ДРУЖБА) коллектив, куда бы приходили не работать, а делать дело, и делать его увлечённо и уверенно, в спокойствии и душевном равновесии.